Переход на федеральный государственный стандарт второго поколения – требование времени. Современный школьник – совсем не тот, что был лет 10 назад. Получать готовые знания от учителя или из учебника ему неинтересно. В наш век информатизации дети и сами могут найти ответы на все интересующие их вопросы. Только вот как сделать так, чтобы ребенку было действительно интересно добывать знания самостоятельно? Одной из главных задач стандартов второго поколения – научить ребенка учиться, заинтересовать его, помочь выработать универсальные учебные действия. Педагогу отводится роль координатора, а не руководителя процессом обучения, как было раньше.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектный метод – это метод. Идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребёнка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
- социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение оказать помощь товарищам и принимать их помощь;
- коммуникативные навыки: учиться, не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
–мыслительные навыки - формируются в ходе проектной деятельности, дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
- исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить и выбирать лучшее решение;
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
- презентационные навыки: навыки монологической речи; умение выступать перед аудиторией; умение отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения;
- рефлексивные навыки: отвечать на вопросы «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»;
- оценочные навыки: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Это технология, обеспечивающая личностный рост ребёнка, позволяющая фиксировать этот рост. Вести ребёнка по ступеням роста – от проекта к проекту.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей – побудить ребёнка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» (Л. Выготский).
Главными целями введения проектной технологии в начальную школу являются:
· Развитие интереса к предмету;
· Приобретение исследовательского опыта;
· Развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;
· Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
· Получение дополнительных знаний по теме;
· Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе;
· Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом;
· Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
· «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
Самое решающее звено в реализации проекта — учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.
Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. А для этого нужно вначале обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивировать их. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки – наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы , интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
На этапе формирования проектного коллектива нужно грамотно распределить функции между участниками проекта, тем самым, обезопасив ключевые направления проекта. Навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходится устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других. Но нередко бывает, что группы формируются по привязанности и дружбе одноклассников и в этом случае чаще всего проект готовит лидер этой группы, а большая часть детей безучастна. Поэтому я считаю, что необходимо группы формировать учителю. Обязательная задача педагога при работе над проектом – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Нередко проекты задаются на дом, чтобы проект был выполнен ребёнком, нужно провести работу с его родителями.
1.Родители должны знать суть проектной деятельности и ее этапов.
2.Им важно знать о предъявляемых требованиях к процессу и результату выполнения.
3.Заинтересовать самих родителей в выполнении проектов детьми.
4. Объяснить родителям степень оказываемой ими помощи детям.
5. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
6.Преодолеть «негативизм» родителей.
Но нередко проекты выполняют сами родители и такой проект очень трудно оценивать, так как он красочный, яркий, в нем присутствуют термины и обороты которые присущи взрослому человеку.
А бывает и другая ситуация когда проект небрежен, неаккуратен, раскрыт не до конца, но ты знаешь точно, что его выполнял ребёнок. И такие проекты тоже очень тяжело оценивать.
Поэтому я считаю, что необходимо проекты выполнять в стенах школы. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком ( может быть сдвоенными уроками) или одной – двумя неделями в режиме урочно – внеурочных занятий. Для того чтобы оценка была объективной.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своём проекте.
Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта , можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрён каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в какой – либо номинации. Например, могут быть следующие номинации: « Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Весёлый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение пректов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.
Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе
Плюсы проектной деятельности:
+ навыки самообразования и самоконтроля;
+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача – результат;
+ навыки групповой деятельности;
+ индивидуальный подход;
+ интерес к познавательной деятельности;
Минусы проектной деятельности:
- возрастает нагрузка на учителя;
-ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
- психологические коммуникативные проблемы;
- проблема субъективной оценки.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолога – физические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.
В заключении хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно – урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения».
|